Этьенн Бонно де Кондильяк


Этьенн Бонно де Кондильяк
(1715-1780) - один из крупных представителей французского Просвещения. Родился в Гренобле, окончил семинарию в Париже и получил звание аббата, но священником не стал, а избрал своим занятием философию. Был знаком с Руссо и Дидро, которые оказали огромное влияние на его мировоззрение. Также был знаком с Вольтером, ДАламбером, Гельвецием, Гольбахом, Тюрго и другими философами-просветителями.

Основные произведения Кондильяка: «Опыт о происхождении человеческих знаний» (1746), «Трактат о системах» (1748), «Трактат об ощущениях» (1754), «Курс занятий по обучению принца Пармского» (1775), «Логика» (1780).

Основные вопросы философии Кондильяка - гносеологические. Он исходил из локковского сенсуализма, но развил его дальше. Считал, что сенсуалистический принцип происхождения всего человеческого знания из чувства утверждается Локком не до конца. По мнению Кондильяка, Локк рассматривал рефлексию в качестве самостоятельного источника знания наравне с ощущениями, а это неправильно. Согласно Кондильяку, рефлексия также приобретается в опыте, как и ощущение. Все явления восприятия, внимания, суждения, акты воли сводимы к ощущениям. Широко известен его пример со статуей. Так, он писал: вообрази себе статую, которая последовательно наделяется различными способностями ощущения - обонянием, слухом, вкусом, зрением, осязанием. Вместе с этим она одновременно будет наделяться и всеми интеллектуальными функциями, будет обладать способностью к восприятию впечатлений самого разного характера. Таким образом, основная задача, которую Кондильяк ставил перед собой, - это показать, каким образом все наши знания и все способности происходят из чувств, точнее из ощущений. Свою гносеологию он называл «теорией ощущений».

Кондильяк выступал против рационалистической концепции генезиса познавательных способностей, отвергая какие-либо стремления к признанию врожденности этих способностей. Он считал, что все можно вывести из ощущений, и в этом утверждении видел свою заслугу. Процесс возникновения познания он описывал так: «Мы начинаем с того, что получаем восприятия, которые осознаем. Затем мы сильнее осознаем некоторые восприятия и это осознание становится вниманием. В силу этого мы с того времени, как идеи связываются, распознаем восприятия, которые мы получили прежде, и признаем себя тем же самым существом, которое их имело; это и составляет воспоминание. Побуждает ли душа свои восприятия, сохраняет ли их или вспоминает только их знаки это воображение, созерцание, память; и если она сама распоряжается своим вниманием, то это размышление... Именно размышление различает, сравнивает, сочетает, расчленяет и анализирует, так как это и есть не что иное, как различные способы управлять вниманием. Из этого образуются путем естественного следования суждение, рассуждение, понятие; результат всего этого - рассудок» [Соч. М., 1980. Т. 1. С. 118].

Кондильяк считал, что надо доискиваться до происхождения наших дней, прослеживать ход их образования, необходимо сложные идеи расчленять на простые. Анализ включает в себя и элементы синтеза: сочетание идей и их сравнение.

Кондильяк отстаивал номиналистическое воззрение, полагая, что общих понятий не существует, они находятся только в нашем уме как имена, которые также выступают лишь как знаки. Он придерживался мнения об естественном происхождении языка и утверждал, что его возникновение связано с насущной потребностью первобытных людей, когда на основе жестов и звуков постепенно развилась речь. Слова членораздельной речи стали выступать как знаки, которые использовались для образования понятий. Всякий язык, считает Кондильяк, - анализ, и всякий анализ - вид языка.

В «Языке исчислений» (опубликованном после его смерти) Кондильяк полагал, что число составляет форму чистого анализа. Он исходил из основополагающего положения, что простое предложение «2 = 1 1» содержит всю тайну мышления, представляющего собой непрерывный ряд упражнений.

Кондильяк оказал существенное влияние на последующее развитие философии. Его идеи воздействовали на французских материалистов. Кондильяк может быть назван одним из основоположников ассоциативной психологии.


Великие философы: учебный словарь-справочник. — М.: Логос. . 1999.

Смотреть что такое "Этьенн Бонно де Кондильяк" в других словарях:

  • Этьенн Бонно де Кондильяк — Etienne Bonnot de Condillac Этьен Бонно де Кондильяк (фр. Étienne Bonnot de Condillac)  аббат, французский философ, родился в Гренобле в 1715 году; его брат  известный аббат Мабли. Вращался некоторое время в кругу энциклопедистов, в 1768 году… …   Википедия

  • Кондильяк Этьенн Бонно де — Кондильяк, Кондийак (Condillac) Этьенн Бонно де (30.9.1715, Гренобль, 3.8.1780, Божанси), французский философ просветитель, член Французской академии (1768). Брат Г. Мабли. Воспитатель внука Людовика XV герцога Пармского в Парме (1758 67). Начало …   Большая советская энциклопедия

  • Кондильяк, Этьенн Бонно де — Etienne Bonnot de Condillac Этьен Бонно де Кондильяк (фр. Étienne Bonnot de Condillac)  аббат, французский философ, родился в Гренобле в 1715 году; его брат  известный аббат Мабли. Вращался некоторое время в кругу энциклопедистов, в 1768 году… …   Википедия

  • Кондильяк Этьенн Бонно де — Etienne Bonnot de Condillac Этьен Бонно де Кондильяк (фр. Étienne Bonnot de Condillac)  аббат, французский философ, родился в Гренобле в 1715 году; его брат  известный аббат Мабли. Вращался некоторое время в кругу энциклопедистов, в 1768 году… …   Википедия

  • Кондильяк, Этьен Бонно де — Этьен Бонно де Кондильяк Étienne Bonnot de Condillac …   Википедия

  • КОНДИЛЬЯК — Кондийак (Condil lac), Этьен Б о и н о де (30.9.1715, Гренобль, 3.8.1780, Божанси), франц. философ просветитель, чл. Франц. академии (1768). Брат Г. Мабли. Воспитатель внука Людовика XV (1758 68), для к рого написал 13 томное руководство «Курс… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • КОНДИЛЬЯК, Кондийак, Этьен Боиноде — (30.9.1715, Гренобль, 3.8.1780, Божанси), франц. философ просветитель, чл. Франц. академии (1768). Брат Г. Мабли. Воспитатель внука Людовика XV (1758 68), для к рого написал 13 томное руководство «Курс занятий по обучению принца Парм ского ». В… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • КОНДИЛЬЯК — (Condillac) Этьен Бонноде (1715 1780) единственный крупный фр. философ эмпирик. В то же время один из немногих просветителей, занимавшийся логическими исследованиями. Брат Г.Б. де Мабли. С 1752до конца жизни королевский цензор. Воспитатель внука… …   Философская энциклопедия

  • Кондильяк — Кондильяк, Этьен Бонно де Этьен Бонно де Кондильяк Étienne Bonnot de Condillac Дата рождения: 30 сентября …   Википедия

  • Кондильяк — (Condillac) Кондильяк, Кондийак Этьенн Бонно де (E. B. de Condillac) (1715 1780) Французский аббат, философ просветитель , экономист, историк. Сотрудничал в Энциклопедии Д. Дидро и Д’Аламбера. Афоризмы, цитаты • Страх имеет над нами более власти …   Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

Другие книги по запросу «Этьенн Бонно де Кондильяк» >>